Эдипов Комплекс и Комплекс Электры - это вторая часть филлической стадии.
Основной мотив ребенка - добиться любви родителя противоположного пола.
Он смотрит на папу как на конкурента.
⠀
Причем если в семье все в порядке, у мамы с папой хорошие отношения, у мальчика формируется модель: нужно стать таким как папа и мама будет меня любить.
⠀
Но если мать не уважает отца, у ребенка возникает вопрос: а нужно ли быть похожим на отца? ведь лучше походить на мать!
И в психику закладываются ложные установки вплоть до того, что мальчик берет на себя женскую роль в обществе.
⠀
Мамина задача этого этапа - каким бы ни был в ее глазах отец, создавать его максимально положительный образ.
⠀
Отца может не быть вовсе, но мужская фигура в семье быть должна - дедушка, брат, сосед, герой мультфильма - кто-то, кем мама восхищается.
Мальчику нужна мужская фигура, с которой он может себя ассоциировать, считывая мужскую роль.
⠀⠀
Для девочек
Девочка тоже разворачивается к папе, но не из-за любви к нему, а из-за соперничества с мамой.
⠀
Она требует к себе внимание отца, пытаясь "доказать" ему, какая она красивая и что она лучше мамы.
⠀
Как раз сейчас в ней просыпается женственность. И она может разорять мамину косметичку и наряжаться в мамины платья.
При этом она может не слушать мамины советы и вообще воспринимать ее как конкурентку за внимание папы.
⠀
Девочке очень важно позволить пройти этот этап.
⠀
Потому что застревание в принцессной стадии - с бантиками, блестками и золотинками - она перетащит во взрослую жизнь.
⠀
Наверняка вы знаете таких женщин, которые бояться стареть и одеваются несоответственно своему возрасту - вот это пример фаллической фиксации девочки.
Только папа (или другой значимый мужчина) может помочь девочке пройти этот этап.
Мамина любовь и ласка тоже нужны, они будут идти как фундамент для дальнейшей близости.
⠀
Но папина реацкция - это то, что поможет девочке принять ее женственность.
⠀
Девочке нужно папино восхищение.
Но важно, чтобы оно было в форме: какая ты красивая, такая же как ТВОЯ МАМА!
⠀
То есть в любой момент отец обращает внимание, что она как мама.
И у девочки закладывается модель: как много любви можно получить, если быть такой как мама. И у девочки формируется принятие своей женской роли.
⠀
Если девочка застрянет в этой фазе, то во-первых, она не сможет до конца принять свою женственность. А из-за этого будет доминировать ее мужское начало - соперничество, желание доказать что-то окружающим.
Женскую женственность принять может только мужчина.
Сколько бы мама сама не восхищалась ею - это будет не то.
⠀
Во-вторых, она будет ставить мать и других женщин в противовес мужчинам - и тут закрывается доступ к женской дружбе и женскому кругу.
Когда у такой женщины появятся собственная дочь, она будет конкурировать уже с ней.
Ей тяжело будет отпускать девочку в отношения с мужчинами, она будет подсознательно сравнивать себя с дочерью и страдать от того, что на ее стороне все преимущества молодости.
Если у женщины неполная семья, то скорее всего, она сама не до конца прошла эту стадию.
Она продолжает конкурировать со своей дочкой.
И девочка становится либо как мать с непройденным эдипом, либо говорит, что "я никогда не буду как мама" - и становится ее полной противоположностью, т.е. начинает проявлять мужские черты.
⠀
Фаллические женщины (да и мужчины) влезают в чужие пары, разбивают семьи.
Главное достижение человека, вышедшего из Эдипа - это способность отказываться от недоступного объекта.
⠀
Поэтому деткам этого возраста важно ставить границы: это мой мужчина (для дочки) или моя женщина (для мальчика).
⠀
Родители должны стараться все делать вместе и максимально поддерживать друг друга. По крайней мере не оспаривать мнение другого на глазах у ребенка.
⠀
Ребенок может плакать, капризничать, чего-то бояться, у него появляется энурез или страх темноты.
Все это подсознательно нацелено на то, чтобы "влезть в родительскую постель".
⠀
И здесь важно выступать сплоченным фронтом, чтобы малыш видел: его капризы не разделяют, а наоборот сплочают родителей.
⠀
Выход из этой фазы происходит через осознание:
У меня есть мама и я ее люблю.
У меня есть папа и я его люблю.
Мама любит папу.
Папа любит маму.
И они оба любят меня.
⠀
После этого происходит разворот к сверстникам.
⠀
Если ребенок принял свою мужескость/женственность, он спокойно может играть в игры противоположного пола.
Если нет, он будет постоянно себе доказывать, что он мужчина/женщина.
⠀
Мужчины, которые боятся мыть полы или женщины, не способные забить гвоздь - это тоже про эту историю.
⠀
А полностью ли вы приняли свою женственность?
Оригинальная версия размещена в журнале @victoriia_semenova
Читайте также:
[Психофизические стадии развития] Оральная стадия
[Психофизические стадии развития] Фиксации
[Психофизические стадии развития] Анальная стадия
[Психофизические стадии развития] Как помочь ребенку пройти анальную стадию
[Психофизические стадии развития] Фаллическая стадия
[Психофизические стадии развития] Латентная фаза
[Психофизические стадии развития] Генитальная фаза
[Психофизические стадии развития] Фиксации
[Психофизические стадии развития] Анальная стадия
[Психофизические стадии развития] Как помочь ребенку пройти анальную стадию
[Психофизические стадии развития] Фаллическая стадия
[Психофизические стадии развития] Латентная фаза
[Психофизические стадии развития] Генитальная фаза
Комментариев нет:
Отправить комментарий