Поиск по этому блогу

вторник, 4 июня 2019 г.

[Психофизические стадии развития] Как помочь ребенку пройти анальную стадию

Как вести себя мамам и всем прочим родственником на анальной стадии развития ребенка.
Или, грубо говоря, с 1,5 до 3.
Поговорим об этом.



Не все дети одинаково сложные.
Но иногда они с завидным упорством давят на наши больные мозоли, вызывая те самые реакции, за которые мы потом, бывает, корим, себя: злость, гнев, раздражение и их производные.
На разных стадиях детки давят на разные мозоли.
Но на анальной, они, можно сказать, осознанно, провоцируют появление "злой мамы".
Это связано с тем, что у малыша начинают формироваться личные границы.
И он получает первые запреты.
Которые почти никогда не принимаются с первого раза.
Потому что нужно же сперва проверить крепость этих границ (в т.ч. маминых нервов).

Что важно помнить:

1. Не отвечайте агрессией на агрессию.
2. Предлагайте выбор без выбора: ты будешь брокколи или морковку?
Малыш жаждет принять решение. Скорее всего он ограничит выбор предложенными вариантами.
3. Давайте запреты только с позиции заботы, а не личной выгоды.
Не разрешать раскидывать игрушки только потому что вам потом их собирать - это неправильный запрет.
Вместе с границами у детишек начинает формироваться личное мнение.
Часто оно базируется на отрицании мнения мамы.
Взять и унести малыша с детской площадки или выключить мультики без предупреждения уже не получится.
Будет истерика.

Поэтому важно учиться договариваться:

1. Говорите о чувствах.
Как о своих (я злюсь, когда ты разбрасываешь кашу), так и о чувствах ребенка (я вижу, как сильно ты хочешь смотреть мультики, тебе грустно и обидно, что я выключила их).
Проговаривать чувства вообще полезно не только с детьми, но и со взрослыми.
Когда мы принимаем без оценки психологическую реакцию другого человека, у него появляется возможность не зафиксироваться на ней, а увидеть возможность других реакций.
2. Не хвалить и не ругать
Даете вы оценку со знаком плюс (ты хороший) или со знаком минус (ты вредный) - это в любом случае негативно.
У малыша развивается зависимость от оценки и похвалы.
Поэтому опять же, говорите о чувствах: мне нравится, когда ты...
3. Запреты давайте с позиции заботы.
Если то, что вы хотите запретить ребенку, действительно опасно для него, объясняйте этот запрет: я не могу позволить тебе лезть в розетку, потому что я переживаю за тебя.
4. Если вы его все-таки наказали и малыш разобиделся на вас, важно:
  • проговорить ему его чувства (чтобы он как минимум, понимал, что с ним все нормально): сейчас ты злишься, обижаешься...
  • объяснить, что это не мама злая, а это он так видит ее сейчас: в твоих глазах я сейчас выгляжу злой и плохой...
  • завершить на своих чувствах: но я тебя люблю, поэтому прямо сейчас выключаю телевизор...


При расстановке границ (что с детьми, что со взрослыми), главное не идти на попятную.
Иногда это сложно и в ответ будет такая агрессия, что кажется... ну подумаешь, мультик, ну пусть досмотрит.
Но что происходит в этот момент?
Вы перестаете работать с чувствами ребенка.
И пытаетесь их заменить игрушкой, мультиком или конфетой.
И у него формируется идея, что свои переживания, в т.ч. негативные, можно "заесть" или "засмотреть".
И помните, что для малыша на оральной (предыдущей) стадии любовь и забота тождественны.
Когда ребенок становится чуть более самостоятельным, ваша забота пропорционально уменьшается (по крайней мере должна).
Но не уменьшается любовь.
Важно разделить в его сознании эти термины.
Да, заботы становится меньше, вы его не носите 24 часа на ручках, отлучаете от груди и приучаете к своей кроватке.
Но не становится меньше любви.

Проявляйте любовь отдельно как качественное общение.
Лучше 15 минут со 100% включением внимания поиграть вместе в его любимую игру, чем 1,5 часа сидеть рядом, уткнувшись в телефон.

Как ваши детки прошли или проходят анальную стадию?


Комментариев нет:

Отправить комментарий