Эго мешает нам видеть объективную картину, создает огромную иллюзию по поводу нас самих и мира вокруг.
Но сами в себе эго мы замечаем редко и еще реже можем с ним что-то сделать.
А вот подмечать неадекватность в других людях, особенно если это ребенок или муж и он не слышит или не понимает вас - такое встречается, не ошибусь, если скажу, что у каждого.
В этом смысле полезно знать этапы, через которые проходит созревание эго, чтобы видеть ключевые точки, на которых фиксируется человек и которые блокирует его способность слышать и воспринимать других.
Если вы научитесь различать эти периоды, то снимите с себя огромный груз напрасных ожиданий и лишних усилий.
1. Ана Майа - уровень инстинктов.
Новорожденный ребенок уже имеет собственное эго, которое руководит им.
На этом этапе оно управляет человеком через рефлексы: сосательные, глотательные, вкусно - не вкусно, больно - приятно.
Дети познают мир через органы чувств: тепло, холодно, сладко, горько.
И задача родителя в этот период - предоставить ребенку как можно более широкое пространство для этого: понюхать, пощупать, облизать.
В среднем этот период длится до 3 лет, но к 5 должен закончиться точно.
И пока ребенок находится под влиянием своих рефлексов, его бесполезно наказывать и что-то ему пытаться объяснять с помощью логики.
У него еще не включился разум для осознания.
Чтобы он вас слышал - спускаетесь на этот уровень тоже.
Не оцениваете с позиции "надо" или "правильно", углубляйтесь в чувства: да, время ложиться спать, но мы так весело играем, нам сейчас так хорошо, ничего страшного не случится, если мы закончим игру на 5 минут позже.
Или: да, суп действительно не вкусный, фу, гадость (не переходите в тему, зато какой он полезный), но смотри какой вкусный и сладкий десерт ждет тебя после супа!
В идеале в это время исполнять все желания ребенка (не загоняясь на тему, что он будет жадным или капризным), либо очень мягко его переключать, если, например, он требует что-то, что вы не можете ему купить прямо сейчас.
Но ни в коем случае не напрягать его психику "лечением эго" через запреты и нравоучения - он не поймет, почему нельзя, но базовые комплексы вы ему заложите.
2. Прана Майа - уровень энергии.
С 5-6 лет и до полового созревания.
Дети не могу усидеть на месте, они постоянно движутся, скачут, бегают - часами, без передышки и совершенно не устают.
Прана - это жизненная сила и ребенок находится под ее воздействием. Он не понимает, как вообще можно сидеть на месте и не гулять.
Для него двигаться - это буквально жить.
Именно через эти фильтры нужно общаться с ребенком, чтобы пробиться через его эго.
Чтобы сохранить с ним взаимопонимание на этом этапе, нужно максимально разделять его интересы.
Во-первых, не запрещать и стараться не ограничивать его активность: секции, прогулки, просто на велике покататься вокруг дома - это все обязательно.
Если ребенок хочет ролики, а вы не чувствуете в себе силы осваивать этот вид спорта - просто будьте рядом, оставайтесь "в теме".
Не просто отвезли на плавание и засели в углу с телефоном, пока он там барахтается, а именно вникайте в его проблемы: получается, или не получается, а как он махнул рукой, а как он прыгнул, а сколько пузырьков при этом вышло.
Зная, чем он живет, при этом не отдаляясь от него по причинам усталости, занятости или скуки, вы будете укреплять ваши отношения и создавать плацкарт для переходного периода.
Потому что именно тогда эго просыпается наиболее активно. И если не было создано базы для дружественных взаимоотношений, то ребенок не захочет или даже не сможет в силу своих негативных установок, слушать вас.
Ближе к подростковому возрасту его естественным образом будет тянуть все больше отдаляться от вас.
Препятствовать этому бесполезно, но контролировать можно, если вы по-прежнему имеете доступ к его личному миру: вы продолжаете ходить с ним в походы, устраиваете для него мероприятия, например, выступаете судьей в дворовом футбольном турнире.
Ребенок видит, что вы "свой", вы в теме, вы "тусите" с ним, может быть не так активно как он, но все же вы не какой-то чужак с мышлением мамонта, чье мнение через год-два уже вообще можно будет не слушать.
Следующие этапы развития эго не столько связаны с физическим возрастом, сколько с психологическим взрослением.
3. Мана Майа - уровень ума.
Когда эго созревает на этом уровне, оно давит на человека с позиции ума.
Этот период начинается с переходным возрастом (но может не закончиться и до старости).
И в это время любой ребенок, даже самый вменяемый и покладистый, начинает считать себя умнее родителей.
В зависимости от того, как были пройдены два предыдущих этапа, насколько близкий контакт у вас сохранился с ребенком, насколько у него осталась возможность вас слышать - от этого будет зависеть сложности переходного возраста.
Будет он бунтовать и закрываться, считая, что все вокруг тупые и его никто не понимает, или он будет просто спорить и отрицать очевидные факты.
Но в любом случае его эго работает так: я самый умный, я сам все знаю и не буду никого слушать.
И ломать эту стену (без жертв) бесполезно.
Доказывать или объяснять ему что-то, если вы не сохранили его доверие с прошлых этапов - будет довольно трудно.
Пробить оборону можно только обходными путями - через обсуждения, диалоги, диспуты.
Не навязывайте ему свою точку зрения (даже если это про что-то очевидное, вроде 2х2=4), не кричите и тем более не унижайте его словами "ты глупец, еще увидишь".
А позволте ему с помощью его личной логики и наводящих вопросов дозревать до правильных ответов.
Если это будет сделано без злости, без снисхождения, с пониманием того, что это просто период и своим спокойствием вы помогаете ребенку его прожить, то это сильно укрепит ваши отношения и доверие между вами.
4. Гйана Майа - уровень знаний.
Начинается период со старших классов и затрагивает студенческие годы или первые шаги в карьере.
Это время, когда человек получает огромное количества знаний, но находится еще под властью некоторых иллюзий о себе самом или окружающем мире.
Чем больше теоретических знаний он получает, тем сильнее раздувается его эго.
И оно действует так, что человеку кажется, будто он знает все, а окружающие допускают ошибки, просто потому что они реально не знают ВСЕ, что знаю Я.
Этот этап показательно видно в первых серьезных отношениях.
Когда человеку бесполезно говорить: сыночек, не связывайся с ней, плохая она.
Он просто не услышит. Его глазами это выглядит так: ребята, вы просто не умели любить, у нас с ней все будет отлично, мы сами знаем как строить семью!
5. Вигйана Майа - уровень реализованных знаний.
Реализованные знания - это то, что человек уже понял через тот опыт, который он получил.
Заметьте, не через ваши слова и советы, а через личный опыт!
Это период осознанности.
В среднем он наступает около 35 лет.
И только тут человек может осознать: говорил мне папа... не кури, не женись... а все-таки он был прав!
Это время разочарования в собственных взглядах. Жизнь диктует свои условия и человек понимает, что бесполезно держаться за былые мечты или иллюзии.
Он открывает глаза и начинает трезво видеть мир.
И слышать вас.
И только теперь с ним можно говорить по душам и, если все этапы пройдены, наконец-таки выдохнуть: теперь он вас услышит.
Но к сожалению до этого этапа часто не дозревают ни родители, ни дети.
Они либо на Прана Майе играют в футбол до старости, либо на Вигйана Мае все спорят друг с другом.
А ведь воспитание ребенка - это постоянная борьба за контакт с ним, чтобы в нужный момент дать один совет, который будет услышан и который перевернет всю его жизнь. Согласны?
Оригинальная версия размещена в журнале @victoriia_semenova
Комментариев нет:
Отправить комментарий